ВАШ КАЛЕНДАРЬ
ПУТЕШЕСТВИЙ

Туристам не стоит ждать возврата денег за счет фондов «Турпомощи»

16.04.2021
Туристам не стоит ждать возврата денег за счет фондов «Турпомощи»

 15 апреля многие федеральные СМИ процитировали распоряжение премьера Михаила Мишустина № 977-р: «возвратить туристам или иным заказчикам турпродукта денежные суммы» по договорам о реализации турпродукта, заключенным до 31 марта 2020 года.


Для этой цели предполагается задействовать фонды персональной ответственности (ФПО) «Турпомощи». Публикации обнадежили покупателей несостоявшихся туров. Однако эксперты подчеркивают: речь идет о праве туроператоров, а не их обязанности, что прямо указано на сайте правительства. За разъясниями TourDom.ru обратился к руководителю ЮА «Персона Грата» Георгию Мохову. Коротко о кешбэке здорового человека Как развивать внутренний туризм в России и не допустить резкого роста цен на отдых?

Прежде всего он обратил внимание, что распоряжение премьера следует рассматривать только в связке с постановлением правительства № 598, принятым в тот же день. Оно вносит изменения в правила выплат туристам из ФПО, которые были утверждены еще год назад (см. постановление № 461).

Правительство тогда воспользовалось своим правом изменить порядок использования ФПО и разрешило задействовать эти накопления для компенсаций стоимости несостоявшихся туров. В документе указано, что в течение двух недель со дня принятия решения о возврате средств туроператор направляет уведомление в «Турпомощь» и далее в течение 6 месяцев формирует реестр для выплат из фонда. В соответствии с новым постановлением у туроператоров есть не 2 недели, а один месяц, чтобы уведомить «Турпомощь» о своем решении. И не более того. К сожалению, практика показала, что этот механизм не работает. Так как для того, чтобы задействовать фонды в «Турпомощи», согласно распоряжению премьера, туроператорам пришлось бы их пополнить.

В итоге в прошлом году с заявлениями о выплатах из ФПО в «Турпомощь» обратились только 39 компаний из более 400, входящих в ассоциацию. Причем из этих 39 до стадии формирования реестра дошли только 16, среди которых не было ни одного крупного туроператора. Маловероятно, что в этом году ситуация изменится. Дело в том, что половина участников «Турпомощи», 204 компании, подали в Ростуризм заявления о признании размеров их ФПО достаточными для использования в качестве финансового обеспечения вместо договоров страхования гражданской ответственности (ранее TourDom.ru неоднократно сообщал о невозможности их продления или заключения новых – страховщики не готовы брать на себя риски. – Ред).

«Если туроператоры обнулят свои накопления в ФПО, то в следующем году потеряют право на освобождение от страхования. Им придется либо пополнить фонды до требуемого законом уровня в 7% от общей цены турпродукта, реализованного за предыдущий год, либо искать компанию, готовую застраховать их ответственность, что будет еще проблематичнее, чем сейчас. Таки образом, мы приходим к выводу: возможность использовать средства из ФПО для выплат туристам остается призрачной», – объяснил Георгий Мохов. Всерьез рассчитывать на то, что опубликованные вчера документы как-то облегчат положение туристов, нельзя.

Даже если кто-то из туроператоров решит, что он готов направить ФПО на выплаты, деньги туристы в лучшем случае увидят в конце года, да и то вряд ли они получат полную стоимость туров. К отменным сейчас турам в Турцию постановление вообще не имеет отношения, за исключением тех, которые были оплачены еще до 31 марта 2020 года и перенесены на вторую половину апреля и май 2021-го. «Конечно, нужен другой порядок выплат.

Например, чтобы неулетевшие на отдых туристы могли в течение двух недель получать компенсацию. Но сейчас это невозможно, так как размер фондов персональной ответственности намного меньше объема клиентских требований», – продолжил эксперт. Чтобы не допустить ситуации, когда деньги получают только те, кто обращается в первых рядах, остается только формировать реестры и делить накопления пропорционально. Как объясняет Георгий Мохов, сейчас туроператорский ФПО – это некий дополнительный кошелек, содержимое которого распределяется между заявителями по решению владельца, что делает невозможным вопрос оперативного возмещения ущерба по текущим заявкам.